КСЕНИЯ ПРАВИКОВА: ОКНО В СЕБЯ
В разговоре Ксения Правикова упомянула, что ее нынешнее творчество отличается от раннего. Мне пришлось сдержать улыбку, потому что в нашем консервативном филологическом сознании поэт, которому нет и 25 лет, еще далек от периодизации. Однако слова эти оказались справедливы: принадлежа к тем самым зумерам, которым приписывают то «новую нравственность», то «вторую искренность» (нередко не без оснований), Правикова оказалась поэтом быстрой эволюции. Ее единственную книгу «Безалкогольное пиво» (2020 г.) можно назвать эклектической – туда вошли стихи, возникшие в старших классах, наравне с более «совершеннолетними» вещами. Обычно про столь ранний сборник говорят что-то вроде «перспективный», «солнечный», «непосредственный», но это эмоция, а не анализ. Ведь подразумевается, что судить еще особо не о чем, формирование поэта происходит небыстро. Некоторые и вовсе убеждены, что раньше сорока шедевр создать доводится ничтожно малому проценту поцелованных Господом авторов. Критик Сергей Баталов, напротив, призывает отказаться от косности и сосредоточиться на тех, кто только-только заявляет о себе, посмотреть на новые имена, разомкнуть привычный круг.
Итак, нужно признать, что из самой «заявки» мы узнаем о Ксении крайне мало. Разве что она кончила подмосковную школу и работала в библиотеке, а юный возраст как бы подразумевает и небольшой опыт – на всех направлениях. Но ее выступление производит впечатление на человека, которого непросто впечатлить; очарование нового, прибавление чего-то к существующему пространству реальности рождает ощущение распахнутого окна в слабо продуваемом помещении; однако в журнале тексты видятся иначе.
жизнь состоит из сигарет и гречкииз кривоватой на подоле строчкииз седативных в маленькой аптечкеиз удаляющейся белой точки.вот движутся автобусы вприпрыжку,и зимний день растаял понемножкуно с нами хоббиты и коротышки,и все кто нам казался понарошку.но понарошку это мы с тобоюнаш мир с извечным запахом морозаи школьники идущие гурьбоюи снег, что выпал вопреки прогнозу.(«Интерпоэзия», №4, 2023 г.)Здесь присутствует нежный, тонкий лиризм, лишенный иронии, но и без потаенной трагической ноты. Пейзаж внешний смыкается с внутренним, героиню мы не видим, но чувствуем. Распространенный сегодня прием псевдодетскости (например, у Никифоровой он проявлен в лексике, а здесь – в самом микромире персонажа) часто становится индикатором фона общей драмы жизни. Однако Правикова очень умеренна, элегическое настроение приправлено подшучиванием, мир в ее интерпретации вызывает любопытство, интерес и желание продолжать. Конечно, можно найти здесь акмеистическую основу точного слова, вспомнить Ходасевича с йодом (при упоминании седативных) и тех современных немолодых поэтов, которые предпочитают емкую непоэтическую деталь романтическому образу – мы не будем здесь их показывать. Потому что главное в текстах Правиковой – легкое дуновение лирического настроения, индивидуальная мелодика, в которой слышится обещание прекрасного наступающего мира взросления и открытия себя, как ни тривиально это звучит.
Правикова – поэт тихого эксперимента. Ее верлибры не вызывают брюзгливого «свобода есть свобода». Напротив, афористичность, краткость, умеренность примиряют даже поклонника традиции с разнообразием форм.
наша комната(которую язык больше не поворачивается назвать палатой)наполнилась цветами и картинкаминаполнилась запахом духовнаполнилась моими мыслями о томчто чем ближе знаешь человекатем более тяжелые вещи о нем узнаешь(Интерпоэзия, №1, 2022 г.)Таким образом, в «сегодняшнем» творчестве уже можно говорить о преобладании элегического настроения и умеренного модернизма. Ради любопытства сравним со сборником четырехлетней давности. Там очевидно «многопутие», то есть выбор не осуществлен. Однако сразу же отделяется женственно-меланхолическое рефлексирующее начало, несмотря на подражательные или даже общепоэтические мотивы некоторых других текстов (ниже).
поодаль музы дрыхнут все вповалкузадрав парчуа я скачу скачускачу скачу кричучерез скакалкуи мне тебя ни капельки ни жалкои поезд едет едет мимо свалкичучух чучух(«Безалкогольное пиво»)В этом веселом стихотворении мы видим, как осуществляется поиск тональности – тенденция снижения, свойственная времени, наследие игровой, «детской» поэзии, философский концепт мира как не самого радостного места. Все это «общепоэтический набор», хотя и интересно преподнесенный. Здесь еще не выработалась уравновешенная интонация стихов, разобранных выше.
А вот здесь мы видим избыточную трагичность романтического стихотворения, которая позже тоже сгладится, сменится философской грустью:
для меня ты рассыпаешься на куския не помню даже твой образпомню одно твое движение помню как запускаю руку в твои волосыбольше не помню ничегои как старый железный конструкторПреобладать впоследствии будет мелодия, вкрапление которой мы находим, например, здесь:
твои старые сообщенияделают хорошим даже тебяи пусть это будут единственные слова о тебеи ночь здесь совсем другаясовсем не таГенезис поэта всегда наиболее интересен, здесь же он почти нагляден, и все равно до конца мы не узнаем, «как это сделано»; сам такой подход несколько нелеп, если речь о методе получения стихотворца, и напротив, весьма интересен, если речь об историке литературы, отслеживающем рождение поколенческих признаков, опорных сюжетов, отражения эпохи и ее тенденций в молодой поэзии.