Анна Аликевич – поэт, критик. Родилась в Москве, окончила Литературный институт имени А.М.Горького, училась в аспирантуре при кафедре новейшей литературы. Как поэт публиковалась в изданиях «5х5», «45-я параллель», «Лиterraтура», «Кварта», «Просодия», «Аврора», «Формаслове» и др. В качестве критика сотрудничает с журналами «Урал», «Новый мир», «Текстура», «НГ», «Формаслов» и др. Живет в Подмосковье. Преподаватель грамматики, корректор, обозреватель текущей литературы.

КСЕНИЯ ПРАВИКОВА: ОКНО В СЕБЯ


В разговоре Ксения Правикова упомянула, что ее нынешнее творчество отличается от раннего. Мне пришлось сдержать улыбку, потому что в нашем консервативном филологическом сознании поэт, которому нет и 25 лет, еще далек от периодизации. Однако слова эти оказались справедливы: принадлежа к тем самым зумерам, которым приписывают то «новую нравственность», то «вторую искренность» (нередко не без оснований), Правикова оказалась поэтом быстрой эволюции. Ее единственную книгу «Безалкогольное пиво» (2020 г.) можно назвать эклектической – туда вошли стихи, возникшие в старших классах, наравне с более «совершеннолетними» вещами. Обычно про столь ранний сборник говорят что-то вроде «перспективный», «солнечный», «непосредственный», но это эмоция, а не анализ. Ведь подразумевается, что судить еще особо не о чем, формирование поэта происходит небыстро. Некоторые и вовсе убеждены, что раньше сорока шедевр создать доводится ничтожно малому проценту поцелованных Господом авторов. Критик Сергей Баталов, напротив, призывает отказаться от косности и сосредоточиться на тех, кто только-только заявляет о себе, посмотреть на новые имена, разомкнуть привычный круг.

Итак, нужно признать, что из самой «заявки» мы узнаем о Ксении крайне мало. Разве что она кончила подмосковную школу и работала в библиотеке, а юный возраст как бы подразумевает и небольшой опыт – на всех направлениях. Но ее выступление производит впечатление на человека, которого непросто впечатлить; очарование нового, прибавление чего-то к существующему пространству реальности рождает ощущение распахнутого окна в слабо продуваемом помещении; однако в журнале тексты видятся иначе.

жизнь состоит из сигарет и гречки
из кривоватой на подоле строчки
из седативных в маленькой аптечке
из удаляющейся белой точки.

вот движутся автобусы вприпрыжку,
и зимний день растаял понемножку
но с нами хоббиты и коротышки,
и все кто нам казался понарошку.

но понарошку это мы с тобою
наш мир с извечным запахом мороза
и школьники идущие гурьбою
и снег, что выпал вопреки прогнозу.

(«Интерпоэзия», №4, 2023 г.)

Здесь присутствует нежный, тонкий лиризм, лишенный иронии, но и без потаенной трагической ноты. Пейзаж внешний смыкается с внутренним, героиню мы не видим, но чувствуем. Распространенный сегодня прием псевдодетскости (например, у Никифоровой он проявлен в лексике, а здесь – в самом микромире персонажа) часто становится индикатором фона общей драмы жизни. Однако Правикова очень умеренна, элегическое настроение приправлено подшучиванием, мир в ее интерпретации вызывает любопытство, интерес и желание продолжать. Конечно, можно найти здесь акмеистическую основу точного слова, вспомнить Ходасевича с йодом (при упоминании седативных) и тех современных немолодых поэтов, которые предпочитают емкую непоэтическую деталь романтическому образу – мы не будем здесь их показывать. Потому что главное в текстах Правиковой – легкое дуновение лирического настроения, индивидуальная мелодика, в которой слышится обещание прекрасного наступающего мира взросления и открытия себя, как ни тривиально это звучит.

Правикова – поэт тихого эксперимента. Ее верлибры не вызывают брюзгливого «свобода есть свобода». Напротив, афористичность, краткость, умеренность примиряют даже поклонника традиции с разнообразием форм.

наша комната
(которую язык больше не поворачивается назвать палатой)
наполнилась цветами и картинками
наполнилась запахом духов
наполнилась моими мыслями о том
что чем ближе знаешь человека
тем более тяжелые вещи о нем узнаешь

(Интерпоэзия, №1, 2022 г.)

Таким образом, в «сегодняшнем» творчестве уже можно говорить о преобладании элегического настроения и умеренного модернизма. Ради любопытства сравним со сборником четырехлетней давности. Там очевидно «многопутие», то есть выбор не осуществлен. Однако сразу же отделяется женственно-меланхолическое рефлексирующее начало, несмотря на подражательные или даже общепоэтические мотивы некоторых других текстов (ниже).

поодаль музы дрыхнут все вповалку
задрав парчу
а я скачу скачу
скачу скачу кричу
через скакалку
и мне тебя ни капельки ни жалко
и поезд едет едет мимо свалки
чучух чучух

(«Безалкогольное пиво»)

В этом веселом стихотворении мы видим, как осуществляется поиск тональности – тенденция снижения, свойственная времени, наследие игровой, «детской» поэзии, философский концепт мира как не самого радостного места. Все это «общепоэтический набор», хотя и интересно преподнесенный. Здесь еще не выработалась уравновешенная интонация стихов, разобранных выше.

А вот здесь мы видим избыточную трагичность романтического стихотворения, которая позже тоже сгладится, сменится философской грустью:

для меня ты рассыпаешься на куски
я не помню даже твой образ
помню одно твое движение помню как запускаю руку в твои волосы
больше не помню ничего
и как старый железный конструктор

Преобладать впоследствии будет мелодия, вкрапление которой мы находим, например, здесь:

твои старые сообщения
делают хорошим даже тебя
и пусть это будут единственные слова о тебе
и ночь здесь совсем другая
совсем не та

Генезис поэта всегда наиболее интересен, здесь же он почти нагляден, и все равно до конца мы не узнаем, «как это сделано»; сам такой подход несколько нелеп, если речь о методе получения стихотворца, и напротив, весьма интересен, если речь об историке литературы, отслеживающем рождение поколенческих признаков, опорных сюжетов, отражения эпохи и ее тенденций в молодой поэзии.
Made on
Tilda