Михаил Эпштейн — философ, культуролог, литературовед, лингвист, эссеист. Заслуженный профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори (с 1990 г., Атланта, США). Профессор русской литературы и руководитель Центра гуманитарных инноваций Даремского университета (Великобритания) (2012—2015). Автор более 40 книг и 800 статей; его работы переведены на 26 языков. Лауреат Премии Андрея Белого 1991 года, Института социальных изобретений (Лондон, 1995), Международного конкурса эссеистики (Берлин — Веймар, 1999), премии журнала «Звезда» (1999), премии Liberty за вклад в русско-американскую культуру и развитие культурных связей между Россией и США (2000).

ЛИТЕРАТУРА И НЕЙРОСЕТЬ:

ИИ КАК ХУДОЖНИК-СОАВТОР


Эта изобразительная галерея создана по моим предложениям-подсказкам (промптам) нейросетью Dell-E 3 (Chat GPT4) и посвящена фантастическому, иногда ироническому и гротескному переосмыслению русской и мировой литературы, взаимоотношениям авторов и персонажей. Эти образы раскрывают достаточно широкий спектр эстетических возможностей ИИ: от юмористических до мистических, от примитива до сюрреализма.
Если литература — область воображения, то здесь представлен его новый уровень: изобразительные фантазии на тему словесных. Не следует ждать от этих картинок «правдоподобия»: они погружают нас в иную реальность, фантасмагорию, напоминая о том, что «жизнь есть сон», но и сон есть жизнь. Правила нейросети не позволяют ей использовать фотографии или любые другие визуальные источники для изображения исторических фигур. Поэтому портретное сходство с реальными прототипами оставляет желать лучшего, зато ничто не мешает нейросети представлять «по своему велению, по моему хотению» литературных персонажей.
Нейросеть являет образ культуры во множественности ее измерений и пересечений, как своего рода творческое видение, как «сопряжение идей далековатых». Вся история человечества, вся сумма цивилизации для нейросети тоже выступает как сеть: идей, образов, фактов, индивидов: здесь все со всем взаимосвязано, переплетено кружевом подобий, символов, ассоциаций. Это ИИИ — Искусство Искусственного Интеллекта (Art of Artificial Intelligence), как бы помноженное на себя, искусство в квадрате, art–art, art2.
Некоторые сюжеты кажутся фантастичными только потому, что мы привыкли воспринимать литературу по-школьному, в социально-хронологической плоскости, тогда как она существует и вне времени, в континууме имен, образов и свершений всех времен и народов. В этой логосфере (сфере слова, логоса) Достоевский беседует с Шекспиром, Анна Каренина – с Татьяной Лариной, Гоголь встречается с Чичиковым и с Зощенко и т.д. ИИИ придает наглядность тем аналогиям, метафорам, интертекстам, творческим влияниям, которые исследуются литературоведами, историками культуры.
Происходит кристаллизация образов из глубины визуального бессознательного, из художественной памяти всех веков.

Подпольный человек у Достоевского:

"Свету провалиться,

а чтоб мне чай пить!"

Достоевский беседует

со старцем Зосимой

Шекспир и Достоевский

обсуждают в трактире

трагизм человеческого существования

Шекспир и Достоевский обсуждают

в лондонском пабе

трагизм человеческого существования

Гоголь призывает Чичикова

к раскаянию,

а тот подсмеивается

над своим автором-моралистом

Гоголь все больше скорбит,

а Чичиков — веселится

Зощенко просит у Гоголя совета,

как глубже раскрыть природу человеческой пошлости

Тургенев напрямую вмешивается

в спор отцов и детей

Тургенев – секундант на дуэли Базарова и Павла Кирсанова

Анна Каренина и Татьяна Ларина

делятся опытом семейных трагедий

Г. Флобер:

«Эмма Бовари – это я»

Набоков и Хемингуэй,

собравшись на охоту,

случайно встречаются на опушке леса

Made on
Tilda