Виктория Грекова — поэт, психолог. Живет в Донецке. Закончила Донецкий институт психологии и предпринимательства в 1999 г. Работала психологом в клинике неврозов, школьным психологом, специалистом по работе с персоналом на промышленном предприятии. Финалист международного конкурса «Пушкин в Британии» (2017 г.). Лауреат Международного конкурса современной духовной художественной литературы «Молитва» (2022). Публиковалась в альманахе «Витражи», других периодических изданиях. Преподаватель и эксперт Центра арт-терапии и интермодальной терапии искусствами «Делаландия». Участница курсов онлайн-школы литературного журнала «Менестрель».

КАК ЭТО БЫЛО?


Отзыв о мастер-классе по сказкотерапии в Центре арт-терапии «Делаландия»


Почему сказки? А не ароматерапия, к примеру? Или музыкотерапия – тоже вполне себе взрослый вариант арт-терапии.
Резонный вопрос. Особенно для участников мастер-класса по сказкотерапии. И резонное заблуждение: сказка – удел детей. Потому что «сказки для взрослых» уже давно переросли в обширную область сначала научной фантастики, а потом и фэнтези. А сказки – ну кто к ним во взрослом возрасте серьезно относится, в самом деле?
Предложила участникам вспомнить, для кого писались сказки, скажем, века до XVI? Вернее, сначала они не писались, а рассказывались. Сказывались – у костра, на привале, у домашнего очага. Когда детей рядом нет, а есть уставшие от работы мужики, намахавшиеся за день топором или косой. И хочется хоть как-то отвлечься от смертельной усталости, от скудного пайка, от житейских передряг. Ну, и начинается:
– А вот в соседнем селе умерла одна женщина…
Жутко интересно. И такая себе сказкотерапия изначальная – отвлечь, повысить настроение, расширить копилку заимствованного опыта.
Вспоминали живо. Да и вспоминать было уютно в стенах московской Библиотеки поэзии в окружении книг, проекторов, портретов классиков и улыбающихся сотрудников. Подозреваю, что сотрудник библиотеки вообще должен быть готов ко всему, к любому фантастическому сюжету. Так что Фестиваль литературы и арт-терапии «Делаландия-фест» вписался в библиотечные залы органично.
И вот представьте: участники фестиваля наслаждаются стихами победителей поэтического конкурса «Состояние полета», обмениваются вышедшими новыми книгами, подписывают добытые экземпляры поэтического сборника Нади Делаланд, проходят терапию звуком, театром, учатся нюансам стихописания. И вот она – сказкотерапия, в одном из залов, подстерегает незадачливого (а может – удачливого) путника Делаландии.
Можно ли научить сказкотерапии за один час? Ну, за два?
Конечно, это нереально. Более того, даже предложить полную теорию по сказкотерапии за такой короткий промежуток времени нереально. Хотя как направление арт-терапии это достаточно молодой феномен, в отличие от самих сказок.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Я решила, что могу попробовать решить важную задачу: заинтересовать, задать направление, дать попробовать (вроде как три уже задачи, но мы их не будем разделять).
По поводу «дать попробовать», прощупать ткань сказкотерапии изнутри, стать не просто слушателем, но творцом – это работает. Уже первое задание, до всякой теории и определений, на эффекте погружения в незнакомое и нетипичное: рассказать сказочную историю с точки зрения отрицательного героя.
Например?
Например:

«Я умница, красавица, все это признают. Жила в лесу, горя не знала. Вдруг слышу: шум, гам, суета. Заяц без сознания лежит. Волка вообще на скорой с нервным приступом увезли. Медведь засобирался переезжать в соседний лес.
Вижу – катится какой-то кусок непрожаренного теста, грубый, хамит всем, обидные песенки поет.
Пришлось защищать друзей, рисковать здоровьем. Проглотила наглеца, правда, с гастритом потом месяц мучилась.
Да что уж там. Ради спокойствия в родном лесу я на все согласна».

Конечно, Лиса из сказки «Колобок» узнаваема по сюжетным признакам: главный герой из теста, поет песенки, сталкивается с зайцем, волком, медведем. И конечно, саму Лису начинаешь после такой самопрезентации воспринимать несколько иначе. Она съела главного героя? Да. Это плохо для главного героя? Безусловно. Но мотив антигероя – это не обязательно нажива, жадность или злоба. Вернее, для самого антигероя это не всегда осознается именно так.
А теперь вспоминаем самих себя. Всегда ли мы идеальны в своих поступках? Это вряд ли. Но редко кто из нас (я-то уж точно нет) могут сходу классифицировать свои поступки и мотивы, признаться хотя бы самому себе: это очень плохо, это все из-за зависти (карьеризма, жадности, подлости), больше так не буду. Но процесс научения самоосознанию можно сделать наименее травматичным. И начать как раз можно с отыгрывания ролей отрицательных сказочных героев. Наиболее комфортно, конечно, это делать в группе.

Психодрама – подход в психотерапии, когда человек не только проговаривает эмоции, мысли и чувства, а еще и отыгрывает. Метод изобрел психиатр Якоб Морено в 1921 году.

В принципе, групповая форма сказкотерапии представляется мне наиболее работающей. Групповой процесс (определение этого явления можно легко найти) является мощным подспорьем психотерапевта.
С помощью образов отрицательных героев человек может научиться, для начала, озвучивать отрицательные мотивы, не бояться соединить прилюдно «я» и «хотел плохое». Он может получать обратную связь на свои поступки с точки зрения отрицательного героя, если его будет отыгрывать другой член группы. Он может получить опыт видения проблемной ситуации с совершенно разных точек зрения: самого себя, антигероя, посторонних зрителей, да кого угодно.
Участники моего апрельского мастер-класса, конечно, восприняли задание с энтузиазмом. Хотя некоторые жаловались на то, что есть определенные проблемы с воспроизведением сказочного сюжета: давненько читали сказки самим себе или своим выросшим детям, многое затерялось в памяти. На всякий случай у меня был набор карточек с названиями наиболее популярных сказок, чтобы оживить сказочные воспоминания.
Придуманные сюжеты отличались и длиной, и разработанностью сюжетных деталей. Но все они обладали единым качеством: вызывали улыбку, повышали настроение и способствовали расслаблению. Интересно было вместе с остальной группой пытаться угадать, какой именно антигерой сейчас с нами разговаривает?
Конечно, то, что участники были в основном поэтами и писателями, облегчало задачу. Все мы привыкли что-то сочинять, на курсах Делаландии, опять же, все уже без крайнего удивления встречали необычные, загадочные, странные, шутливые и интригующие задания. Да, в этом отношении наши слушатели очень хорошо натренированы и всегда готовы с азартом нырять в неизведанное.

«Делаландия» – Центр арт-терапии и интермодальной терапии искусствами, созданный в 2022 году. На базе «Делаландии» проводятся литературные и арт-терапевтические курсы, поэтические конкурсы и фестивали.

Еще одна интересная практика – визуализация волшебного предмета. Вообще замечательная это вещь – волшебный предмет, не находите? Полезен в хозяйстве, в путешествии, битве, любовном приключении. И вообще приятен иногда с виду. И что только не может стать этим самым волшебным предметом – все может стать. И части животных и птиц (шерстинка, перышко, рог, косточка), и посуда, и одежда, и оружие, и растения, – список можно продолжать. Конечно, главному герою еще предстоит всегда потрудиться, чтобы заслужить право на волшебство. Иногда – семь железных сапог истоптать, иногда – хотя бы вежливо поздороваться с незнакомцем.
Подышали, применили практику на расслабление, активизировали воображение – и каждый увидел перед внутренним взором тот волшебный предмет, который может решить очень личную проблему.
Важно было снять возможное напряжение, связанное с риском слишком открыться перед незнакомой группой. Если группа постоянная, если процесс сказкотерапии взаимосвязанно раскрывает внутренние проблемы участников, тогда можно обсудить и ту проблему, которая актуальна для участника на данный момент. Перед нами в тот апрельский день такая задача не стояла, поэтому оговаривалось заранее – вашей личной проблемы мы касаться не будем, обсуждению подлежат только изображения.
Да, изображения волшебных предметов участники создавали тут же, в блокнотах, с помощью цветных карандашей.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

В настоящей группе можно включить более разнообразные инструменты – и краску, и мелки, все, что может послужить для создания образа волшебного предмета. Уже сам процесс создания этого образа, конечно, включает и элементы арт-терапии изображением.
Очень хотелось дать группе задание, знакомое им по литературным курсам: составить текст, стихотворный или прозаический, текст-обращение к волшебному предмету, если хотите – заклинание волшебное. К сожалению, мы были ограничены временем, такое задание можно дать на одном из занятий тематического курса. А тем временем – образы были прорисованы, мы погрузились в мир волшебства и вседозволенности.
Конечно, некоторые предметы были лимитированы. У цветика-семицветика есть только семь желаний, хоть ты лопни. Хотя, к примеру, на летней практике по сказкотерапии одна участница оговорилась: ее цветик-семицветик отращивает заново использованные лепестки, если лепесток был потрачен на хорошее, не причиняющее другим людям зло, желание.
Интересное лично для меня наблюдение. Не так уж и часто люди выбирают волшебную палочку. Хотя что, казалось бы, естественнее: безлимит на количество желаний, сами желания также могут быть любыми, очень просто и очень эффективно. Но нет. Видимо, играет свою проективную роль первоначальная заставка в инструкции: именно тот предмет нарисовать, который важен лично участнику, именно для конкретной какой-то проблемы. Встречались предметы, которые вообще не исполняли желания, а, к примеру, помогали улучшить настроение, повысить самоосознание, просто согреть других людей лучами солнца.
И конечно – обратная связь. Каждый участник группы мог поделиться своими впечатлениями о предложенном волшебном предмете, как бы принимая его в круг одобренных явлений. Принятие группой – как это важно для каждого из нас, правда?
Наиболее яркое впечатление у меня – это групповая сказка. Минут за пятнадцать мы всей группой сочинили и разыграли сказку. Совершенно непредсказуемо – а потому очень задорно и потрясающе весело. История комара, который благодаря мухе-подружке побеждает страшную домохозяйку, судя по говору и манерам – коренную одесситку, не любящую домашних насекомых.
Группа задавала ситуации, герои на сцене находили экстренное решение. И кроме того, что это было просто интересно и весело, – это был повод обсудить еще один прием сказкотерапии.
Любой из сказочных моментов, сочиненных на сеансе, может стать предметом психотерапевтического обсуждения. Что ты чувствуешь, когда герой это говорит? А что бы ты изменил в действиях героя? Что-нибудь из твоей истории эта ситуация напоминает? А перепиши финал сказки. И так далее – все, что вызывает у человека нестандартные эмоциональные реакции, словесные эскапады, желания – все может и должно стать предметом обсуждения. Собственно, именно в этих моментах – самое ценное в сказкотерапии.

В психологии под обратной связью понимается информация, которая исходит от участников коммуникации в ответ на поступающие сообщения. Обратная связь, как считает психология, – важный элемент любого общения.

Финал? Всегда, у любой сказки есть финал. Как и у любого мастер-класса. Надеюсь, все разошлись с чем-то новым – с новой историей, новым знанием, новым намерением. Я видела сияющие глаза, наблюдала, как участники обнимают друг друга и благодарят за время, проведенное в совместном творчестве. И частичка каждого из этих чудесных людей уместилась в моем сердце.
Да будет сказка!

Made on
Tilda