ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В СТИХАХ ОЛЕГА ЧЕРТОВА
Статья
Немецкий философ Эрнст Кассирер определил человека как «символическое животное». Человеку свойственно наделять каждый предмет двумя смыслами: прямым и символическим. В этом двоемирии заключается один из источников возникновения культуры как таковой. Предметы и явления, выступающие в качестве символов, образуют своеобразный символический космос, самостоятельный сложный мир. Одной из наиболее важных составляющих этой символической вселенной является животный и растительный мир. В человеческом сознании животные (звери, птицы, рыбы, насекомые и др.) выступают как символы, на основе которых составляются образные картины тех или иных аспектов бытия. Символика животных распространяется и на высшие основы самого человека (так, представления о душе находят выражение в облике птицы). Мыслители Древнего мира полагали, что определенные животные могут воплощать космические и божественные энергии. Двенадцать животных зодиака представляют собой архетипические символы и олицетворяют замкнутый цикл энергий. Олег Чертов, защитивший диссертацию по философии Северного Ренессанса, прекрасно знал язык символов и использовал в своих стихах образы тех или иных животных и растений для обозначения определенных духовных категорий. Животные. Наиболее часто упоминаются в стихах Олега животные – пес, кот, лиса, крыса, насекомые, в первую очередь – пауки. Все они обозначают, как правило, те или иные пороки и темные явления внешнего и внутреннего мира. Интересно, что животные, символизировавшие в средние века благие начала (лев, орел, лебедь, единорог, грифон), в творчестве Чертова почти не упоминаются. Возможно, это определяется просто тем, что в контексте земной жизни поэта, в сибирском мегаполисе конца ХХ века, были широко распространены только домашние животные, которых он и описывал, потому что они чаще попадались на глаза. Впрочем, дело может быть и в том, что пороки «маленького человека», символами которых выступают домашние животные, были наибольшей опасностью для мыслителя мещанских 1980-х и бандитских 1990-х годов, а героические добродетели, воплощаемые вольными зверями, на этом периоде истории встречались крайне редко. Наиболее часто у Олега Чертова упоминается демоническая животная триада, три мелких хищных зверя, связанные с временами года. Осень в стихах предстает в обличии рыжей лисы, зима – трехглавого пса (Цербера), весна – мартовского кота: Три месяца зимы, как три бродячих пса, с оглядкой Перебежали путь и скрылись за углом. И вслед за ними март, пушистый кот, украдкой Потерся о косяк и мой покинул дом. Потом зашел апрель, светловолосый мальчик, С пасхальным куличом, с кувшином талых вод… Но в этот смутный год все следует иначе – Ночами воют псы, а днем скребется кот. В другом стихотворении зима прямо сравнивается с демоническим трехглавым псом, вырывающимся из адской тьмы: Вот слезы на коре ствола, То осень подошла. Как близко осень подошла И под кустом легла. Под можжевеловым кустом И рыжим бьет хвостом. А хвост, летая вверх и вниз, Бьет по холсту как кисть. …И три астральные часа Процарствует лиса, Пока не вырвется из тьмы Трехглавый пес зимы. Думается, что лиса традиционно выступает в этих стихах в качестве символа обмана «прелести земной», пес – слепой и бессмысленной злобы, кот – сладострастия. В облике лисы, несмотря на лживость этого существа, есть и творческие черты, кот тоже иногда упоминается в стихах Олега как существо, спасающее от одиночества, сиротства пребыванья на земле (как в стихотворении «Дом пустынный, нежилой…»). Но пес всегда обозначает темное начало. Чаще всего он упоминается в зимнем контексте: Январь. Голландские полотна. Вовсю ветра. Непогрешима и свободна Душа с утра. Брожу в лесу оледенелом, Где был весной: Слетает снег, и пахнет снегом И белизной. Забылась в белом сне дорога, И нет следов. Но от безмолвия до Бога Лишь долгий вдох. Спадает в матовую заводь Неяркий свет… Лохматый пес, как чья-то память, Пролаял вслед. Пес здесь появляется в момент приближения лирического героя к Богу и пытается отвлечь от высоких мыслей и переживаний. В одном из последних стихотворений Олега, описывающих хаос, в который скатилась страна в 1990-е годы, упоминаются свирепствующие стаи псов – символ алчных преступных личностей, бандитских группировок, разворовывающих страну, которым было суждено прервать земной путь самого поэта. Интересно то, что собака, дружественное человеку существо, воплощение верности и преданности, практически не встречается в стихах Чертова – только пес, алчный, агрессивный и жестокий зверь. Но самым темным в творчестве Олега Чертова предстает образ крысы. В стихотворении «Крысолов» это животное, помимо алчности, жестокости и хитрости, обозначает также предательство. Оно появляется в апокалиптической ситуации, порождаемое Сатурном – темным античным божеством, в христианстве ассоциирующимся с сатаной: Злые чары у Сатурна-старика: Стаи черных, длиннохвостых, злобных снов Выпускает колченогий из мешка. Прокричало мне: «Спасите, крысолов!» – Эхо в городе уснувших мастеров. А над городом моим – парад планет. Злые чары понависли, словно сеть. И приманки в крысоловке больше нет, Сон волшебный затянулся, словно смерть… Важной частью анималистической символики со времен античности выступают насекомые. Бабочка, например, обозначает воскресение души, вырывающейся из кокона плоти в преображенном виде. Но символ бабочки в стихах Чертова практически отсутствует. Наиболее часто у него появляется такой персонаж, как паук, символ Демиурга, темного повелителя вселенной, временно завладевшего Божьим творением: Уставив в небо панцирь свой зеркальный, Меня соткал паук зодиакальный, Сплетая, словно нити, свет и тьму. Но оттого болит душа живая, Что, чем тусклее пряжа световая, Тем больше зла я на себя приму. Паутинка, выпускаемая пауком, – символ судьбы. Лирический герой поэта верит в свою судьбу, относится к предначертанным ему событиям (подвигу и жертве) со светлым смирением, поэтому паутина появляется в стихах Олега, как правило, в просветленном контексте: Вот паутина пролетела За ветром вслед, И в ускользающем движенье Явилась связь. И я гонюсь за паутиной. И каждый звук В словах, мной не произнесенных, Пасхально свят. И в беге том необратимом, Во взмахе рук, В предпостижении осеннем Явилась связь. («Как будто солнце охладело…»)
От века к веку дрожь сильней В стволе и ветвях отдается. Позванивает, но не рвется Святая паутинка дней. Когда ж на нитку-бытие Нацелен нож, в глубокой муке Его хватают Божьи руки За острие! («Подвешена на ветку Древа…»)
Конкретизируется свет В непрочной нити паутинной – Тяну континуум бытийный Сквозь вязкий мрак последних лет, Покуда световая нить Еще не рвется предо мною, Хоть и натянута струною И аж звенит! («Сентябрь, окрашенный свинцом…»)
Паутинки, носящиеся в воздухе в начале осени, – это знаки свыше, материализовавшиеся лучи света, и август, время сбора урожая и подведения итогов за прожитый год, выступает как период просветленного осознания своей судьбы, христианского катарсиса: «Да будет воля Твоя». Другим светлым образом в лирике Олега Чертова является птица. Интересно то, что чаще всего у Олега упоминается просто птица, без упоминания вида и породы, – по-видимому, поэт имел в виду райских птиц, о которых земные люди не имеют точного представления. Изредка упоминаются в стихах жемчужный голубь (символ благовещения) и петух (символ раскаяния апостола Петра). Но чаще всего – просто птица, «неземная», «странная» или «горняя» – символ неких окрыленных небесных сил, охраняющих человечество: …Туман по низинам клубится, Роса на траве и коре. И странная серая птица Тревожно кричит на заре, – читаем мы в описании рая. …Христос не оставляет нас в беде, Пускай нелепа снасть берестяная: Уже взмывает птица неземная, Как светлый меч пикируя к воде. Темны, Господь, знамения Твои! Ужели тварь слепая нас поглотит, Стремительно идя на запах плоти, Покуда птица ищет блик Любви, – читаем в стихотворении, описывающем кризис человеческой цивилизации. Описывая крайнюю богооставленность современного общества, поэт упоминает о птицах: Здесь мрак и тлен, здесь умирают птицы. Дочитаны последние страницы. Здесь нет избранья, кроме багряницы, Здесь все равны пред ангельской трубой! А когда надо рассказать о причастности человеческой души к небу, он говорит о духовном родстве людей и птиц: Но помнят крылья звездное пространство, И нас своими почитают птицы. И чувствую, как Божие дыханье, Молочный снег – пылающим лицом! Наиболее светлым образом природы в стихах Олега Чертова является образ древа. Если в традиционном контексте христианской (и языческой) культуры древо ассоциируется с жизнью, вечным ростом, обновлением, цветением и принесением плодов, то у Олега, поэта голгофского склада, на первый план выступает древо Креста, символ жертвы и искупления, которое расцветет только потом, в постапокалиптическую эпоху. Жертвенность, кротость, мудрость древа подчеркиваются в раннем стихотворном триптихе «Язык деревьев»: Я разучился понимать язык деревьев, Ствола гудение, свистящий шепот хвои. Я сжался весь от жалости и боли. Душа, как ель зимой, заиндевела. И немота, как ледяная корка, И на уста легла печать немая. Все понимая, но не принимая, Седею я от бесполезной скорби. Но за лекарство горькое – спасибо. Впиваюсь жадно в терпкий запах дыма. Пути Господни – неисповедимы. О чем молчание Твое, Спаситель? В другом стихотворении Олег пишет о взращенном им древе, которое, хотя и было срублено, успело принести благие плоды: И было семя – мне в удел. Взлетая, падая порою, Кормя его своею кровью, Растил я Древо, как умел. Вот зашумел зеленый свод, И бьется мысль на нитке нерва: Не то, что Каин срубит Древо, А то, что Авель вкусит плод! В этом контексте древо, вскормленное кровью поэта, – это его судьба, его духовное и творческое наследие, за которое он заплатил своей жизнью и которое окормляет новые поколения поэтов и мыслителей. Береза, главное дерево русской поэзии, в лирике Олега Чертова предстает как символ Богоматери, снисходящей к заблудшей России: Когда мы веру до конца утратим, Среди мирских соблазнов и сетей, Последней нас оставит Богоматерь – Своих безумных немощных детей. Тогда зловеще заскрипят ворота, Войдет беда в незащищенный дом, Но Богоматерь явится сиротам Березою пречистой за окном. Как дети, после тягостной разлуки, Бежав из дома собственного зла, Переплетем с ветвями наши руки, Припав губами к молоку ствола. Здесь речь идет не о пантеизме, вопреки утверждению одного современного критика. Это эсхатологический символизм, вера в пронизанность природы и человеческого бытия божественными энергиями. Природа не тождественна Богу, как одеяние не тождественно человеку, но она передает нам высшие смыслы, которых многим их нас иначе, может быть, не постичь. Таким образом, в поэтическом мире Олега Чертова встречается значительная часть средневекового животного бестиария. Животные (кот, лиса, пес, крыса), как правило, символизируют пороки, они описываются в высшей степени подробно и живописно. Насекомые (паук, стрекоза) духовно чуть выше, они наделены высшей мудростью и окрыленностью. Птицы ассоциируются с ангелами, они приносят людям весть надежды (как голубь) или тревоги (как петух). Деревья же символизируют кроткую растительную мудрость и жертвенность, они связываются в сознании поэта не с древом грехопадения, а с древом креста. Поэт, живший в конце ХХ века, осознанно выстраивал свой поэтический космос, выбирая из средневекового словаря природных символов только те, которые близки его мироощущению. И в наши дни созданный им мир привлекает внимание людей, ищущих в природе и быте божественных знаков, необходимых для созидания духовного очага.