УТТАРАКХАНД
Путевые заметки
Индия.
Пестроцветие.
Смог и горная хрустальность дали.
Пение. Праздник. Фонарики в Ганге.
Чай. Чапаи.
Гималаи. Вслушайтесь, скажите вот сейчас в голос – Гималаи… Музыка.
В небо – изо всех сил – прорваться. Золоченой крышей, точно зажженной ладонью, тянуться-тянуться-тянуться – вверх.
Холод. Деревья. Облака, пожирающие деревни. Тигры, пожирающие коров.
Улыбки. Сложенные руки у лба.
Колокольчики.
Детство, спрятанное на изнанке души.
Тут все как дети.
13.01
Дели. Фантасмагория смога. Трущобы еле-еле проступают из ночи. Люди перепуганными призраками мелькают. Здесь сложился хаотический характер вождения: основной ориентир – сигналка, разметка игнорируются, светофоры... Вроде гирлянды – мигают, и ладно. Мне было бы страшно, наверно, и один раз мне почти стало страшно - нас чуть не сбивают на перекрестке – но я ощущаю себя в тяжелом затянувшемся сне. Он похож на реальность, но с мучительной неуловимостью отливается от нее. Воздух из другой материи соткан. Пряный, чудной и чумной, зеленоватый, дикий.
Водитель наш похож на злого богомола. Глаза выручил, сгорбился, руки-палочки, пальцы такие большие и длинные, что, кажется, несколько раз обмотали руль.
Марево белесо и жутковато. В нем может скрываться нечто – вот такое, которое не опишешь словами, чья неописуемому так сладко будоражит засыпающего ребенка. Это то нечто, которое живет в подкованной темноте. Но я хочу познакомиться.
Вот только дышать тяжело, это тревожит. Жгут траву; и, хоть я еще не знаю этого, домны вышвыривают небо дымную грязь.
Такси сумасбродничает…
.
Я просыпаюсь. Смог прорезает белое солнце. Мимо несутся поля с высоким тростником, темно-изумрудным, изящным, как на китайском свитке. За ним – деревеньки. На скорости их не рассмотреть.
Водитель тормозит у кафе и быстро уходит, бросив, что у нас остановка минут на пятнадцать.
Ни ветерка. Через дорогу, притихший, глазеет на нас тростник. Душный белый туман. А те, кто здесь живет, всегда задыхаются? Мне грустно: я чувствую, что это хорошее место, которому стало плохо.
Кафе полностью расположено на улице. За метровой каменной перегородкой, отделяющей кухню от места трапезы, штабель огромных кастрюль. Печальные пластмассовые столы и стулья. Веселые, искристо ухмыляющиеся люди.
Папа заказывает чай. Сейчас я понимаю, как важно было для него снова выпить этого чая. Это как в первый раз за долгое время обняться с дорогим человеком. Чай особенный: с молоком, имбирем и специями. Подают его обычно в глиняном стаканчике.
Преодолеваю в себе любопытство попробовать. Эта поездка будет для меня своего рода испытанием: вегетерианец-аллергик в стране тысячи специй.
Мне хватает нежного костяного цвета, кружевного дымка и запаха.
В Ришикеше воздух чистый. В звоне неба – звон храмового песнопения, пестрого и праздничного. И над крышами горы.
Мимо меня проходит старик в рыжей тоге, высохший, бурый, с бородой-мочалкой. Он улыбается мне, как ребенок.
.
Ганг живой, щедрый и добрый. Это сердце города. Каждый вечер в него пускают плавучие букеты со свечами и поют.
И небо мягкое, ласкающее, как вода в Ганге. На закате оно горит тонкими переливами.
14.01
Мир начинается с перестука по крыше. Дождик.
Встаю посмотреть: тепло одеяла и сна, холод пола. Свежесть заоконья. Предгорья синеют и уходят в прозрачность.
Домики по берегу лесного океана совсем крошечные.
Стремительно и все же неторопливо катит свой изумруд река.
.
Коровы изящны. У них мелодичный изгиб спины и добрые-предобрые, теплые глаза.
.
Есть тут такая штука, называется тук-тук. Представьте автомобильный корпус с пустыми дверными проемами, да с одним колесом вместо двух впереди. Сидишь на обтянутой тканью скамье и подпрыгиваешь на каждой яме. Чтоб пассажиры не выпадали, дверные проемы огорожены деревянными перилами. Мотор старый, и поэтому едет так: «тук-тук-тук-тук-тук…» Незамысловатая этимология.
Очень интересно с переднего сиденья охотиться за кадрами. Красивы даже зеркало заднего вида и глаз водителя, который в нем отражается. А есть же кроме него еще столько людей вокруг!
.
Люди напротив статуи Шивы спускаются в Ганг. Держатся за цепочки, чтоб не снесло течение.
Вот человек идет. Вот ложится на воду. Его обволакивает голубоватый поток. Человек исчезает – и возвращается.
Я это вижу как праздник жизни, как акт дарения миру части своего света.
Насаждают ли им веру? Живет ли она в них – поколениями? Прорастает сама у каждого в душе? Я не знаю. Я не могу понять, почему, но они счастливы.
.
Бродим с папой по тесным улочкам. Ходим мимо развалов чаем, жареной картошкой и умопомрачительными фруктами, похожими на инопланетян.
Местные иногда гладят коров – с нежностью, с уважением. Я влюбляюсь кривые рога, в мягкость большущих глаз.
Обезьяны выделывают умопомрачительные пируэты, падают с веток на скутер, припаркованный под деревом, дерутся и ласкаются.
.
Мы в заброшенном ашраме, где когда-то практиковал медитацию Джон Леннон. Это место поразительной тишины. Тут архитектура старее многих деревьев. Ее скромная, правильная и красивая строгость забавно контрастирует с хаосом города. Там дома похожи на вещи, наспех сложенные в переполненный шкаф.
Яйцеподобные кельи. И свет в них стоит какой-то древний. Двери, пусть облупленные; потеки краски, ржавчина на вывернутых решетках. Они уже принадлежат вечности. И поэтому граффити на стенах не удивляют. Они тут сами выросли. Как мох. И все это объединяет слитая с воздухом Красота.
Я нахожу три мордочки на деревьях.
.
Сегодня снова поют у Ганга. Туман, густой, голубой, хмурый, прячет реку и нагоняет холод.
На другом берегу всеми цветами светятся дома. И будто каждый выбирает себе цвет под настроение.
15.01
Индийцы – народ неторопливый. Но иногда их блаженный пофигизм очень некстати.
Мы с папой четыре часа после заранее оговоренного времени ждем мотоцикла в прокате. Наивно и мило, как провинившиеся дети, нам говорят, что ну вот еще чуть-чуть подождать, что вот уже почти все… И, может, мы голодны, или хотим выпить чаю?
Наконец – великий и могучий Old Enfield в нашем распоряжении. Выезд переносится на завтра. А сегодня едем приноравливаться.
.
За городом горы прячутся в бело-голубой туман и кудрявятся деревьями. По обочине сидят стайки обезьян с детенышами, играют, оборачиваются на нас и провожают взглядом, задумываются о своем.
Встречаются ослики в цветных уздечках. И горцы в ярких одеждах, в забавных вязаных носках, с цветистыми улыбками.
Чем выше, тем холоднее. В белом живом небе появляется крошечное солнце, и все взлетает.
Все становится фантастически красивым и важным. Хотя все такое же.
Я ощущаю скорость как полет, мир – как книгу или сказку.
.
Сегодня я впервые попадаю в индуистский храм.
При входе надо разуться. Когда холод проникает внутрь через стопы, понимаешь, что все это здесь, на высокой горе, происходит искренне. Людям было тяжело создавать здесь красоту, но они создавали, потому что так им что-то внутри велело.
Архитектура проста. Камень стар. Краски так ярки, точно в них подмешали солнце.
Я иду по воде из розовых листьев, которой омывают статую лежащей коровы. Дерево, такое же древнее, как храм, растет прямо внутри него. На корни надо повязать ниточку. Я не знаю, зачем это нужно; я не люблю обряды, но… Вяжу ниточку.
16.01
Белая дымка рождает утро, город, мир. Нежно-зеленая, облитая светом, стремительно уносит время и надувные лодки река.
В свежем воздухе нем слышится весна. Шестнадцатое января.
Собаки проносятся по улицам; продавцы овощей толкают тележки с гигантскими морковками, ежеподобными огурцами и еще бог весть с чем. Коровы бродят по своим загадочным коровьим делишкам.
Вещи собраны.
.
Запоздало представлю нас, путешественников.
Нас пятеро.
Двое – это люди, я и мой папа.
Третья – моя тряпичная мышь по имени Тиу. Достояние дней минувших – во-первых, потому что игрушка детства, во-вторых, потому что из ИКЕА. Талисман.
Четвертый – Энфилд, наш верный друг и немного конь.
А пятый – безымянный, но не менее важный, имеющий для нас ценность выше, чем меч для рыцаря. Фотоаппарат.
Я в Индии впервые, папа – в четвертый раз. Он везет меня по местам, которые когда-то его озарили и чуть-чуть перевернули мир. Я уже чувствую, как переворачивается мой. Зачем мы едем? Что мы хотим понять? Думаю, мы поймем, что мы хотим понять, уже по пути. Или поймем, что главное в пути – это путь, а все остальное и так понятно. И что путь нужен, чтоб идти, а не чтобы дойти.
.
Волчком верчусь между папой и вещевыми сумками: фотографирую. Дома и белье, развешенное на крышах. Скутера, груженые ворохом пледов, или хворостом, или стопкой пластиковых стульев. На одном вот везут дверь. Магазинчики-кафе с дымящими чанами. Ослики, коровы, играющие у дороги мартышки. Люди, пойманные среди повседневности.
Мне тоскливо. Я вижу грязь, об уборке которой некому позаботиться. Дома, которые некому подлатать и в которых некому прибраться. Из машин плюют прямо на дорогу. Мусор в лесу и на обочине; иногда его пытаются есть звери. Это не просто безразличие. Это бедность. Уже девятнадцать лет живу на свете, а ощутила это слово только теперь.
Мы проезжаем мимо загаженной реки. От реки осталась одна табличка с названием, обросшая мусорными пакетами.
.
Тоска отпускает, когда приходит лес.
Зелень как море, и солнце сквозь нее на дороге пляшет словно по дну. Стволы тянутся, горделивые. Ветки – кружевом. Чувствую, как дышит этот зеленый мир. Хочу попасть в такт.
Тут прячутся незнакомые странные существа, не то звери, не то демоны. Предупреждающие знаки говорят о слонах и тиграх, а на обочину то и дело выходят мартышки.
.
А потом приходят горы. Я их замечаю, только когда полмира глотает сияющая гуща тумана. За ним огромное пространство воздуха. Мы, чудится, уже не на земле, а на странствующих по небу островах.
Изредка мимо проносятся селения с разноцветными кубиками-хижинами и маленькими храмами. Храмы эти напоминают громадные ребристые грибы или алые бутоны.
.
Мы доезжаем до отеля в опустелой деревеньке. Дрожь бьет. Номер у нас без отопления, без душ еле-еле течет тепловатой водичкой.
Чтобы хоть как-то согреться, я, не снимая тяжелой мотоциклетной куртки и отсыревших джинсов, начинаю танцевать по комнате.
И вдруг очень отчетливо понимаю, что счастлива.
17.01
Под нами зеленое дно мироздания.
.
Почему люди неуважительно относятся к дому?
Они привыкли к грязи? Или экономика не предполагает выделения ресурса на экологию? Или живут здесь по принципу «всю замусорил планету – отправляйся на Луну»? Точно завтра не существует? На деле, думаю, все эти факторы работают вместе.
Я начинаю размышлять о своем доме, о заводах, которые дымят в центре города и сливают отходы в реку. Мы с индийцами похожи. И похожи потому еще, что позволяем себе кинуть в реку бутылку вслед за заводской бурдой.
.
Шимла. Город-вселенная, кипящий, лоскутный, безумный.
Она низкоросла, потому что горы не позволяют строить многоэтажки. Зато раскинулась далеко-далеко по склонам. Ковер великана. Быть может, даже ковер-самолет.
Улочки узенькие и крутые, домашние. Они ни с того ни с сего могут выбросить тебя прямо в небосвод. Главное – вовремя свернуть. Европейская архитектура, оставшаяся от англичан, переплетается с восточным базарным хаосом. Огромные сковороды, на которых готовят картошку и лепешки, раздувшиеся, как парашют; рыночные закутки, где шапки и варежки психоделической вязки; огромные развалы с тапками; фруктовые тележки, магазины тканей и готовой одежды, которую тут же шьют на ручных машинках. А еще книги, лекарства, четки, обрядовые сосуды, и бог весть что еще.
Влюбляюсь горячо в этот город. Душа у него летающая. Небо у него в каждом окне, в каждой щербинке дерева.
.
Мы забредаем в кафе в стиле шестидесятых. Интерьер простой, но с характером - чуть рисующимся, интеллигентным, рачительным мог бы быть человек, которого в это кафе превратили. Посетители очень похожи на место, котором сидят. Красивые, яркие, сложные и интересные люди. Они и есть этот небесный город.
Сквозь решетку я наблюдаю за тем, как небо понемногу заполняет закат. Иду провожать его над кипящим рыночным кварталом.
По всем горам в округе начинают звенеть огни. С ними перемигиваются звезды.
18.01
Рассвет приходит вкрадчивыми шажками. Он рождается из холода. Из предчувствия солнца, в котором – на самом донышке – надежда на что-то хорошее.
Плед на мне тяжелый и пыльный. Он был бы похож на мшистую почву, если б не цвет, как у вишневого варенья. Шумит обогреватель.
Вот крышам снова даруется блеск, деревьям – музыкальные силуэты. И небо, серо-синее с лиловой дымкой, становится нежнее и глубже. Горная даль открывается.
Предвкушаю, как загорятся на свежем воздухе щеки, как прорежет морозным воздухом горло.
Знаете, так иногда хорошо померзнуть! Как-то светлее и нужнее то, что просто. Луч света. Чай. Движение. Хороший спутник.
.
Узкоколейка. Давным-давно по ней в Шимлу ездили англичане. А сегодня вот мы поедем.
Солнце поджигает рельсы, длинными полосами ложится на пол зала ожидания. Билеты первого класса на месяц вперед раскуплены, во втором может не остаться сидячих мест. Рискуем - и успеваем занять два последних.
.
Великолепен цвет вагона – голубой, яркий-преяркий, как летнее небо. Великолепен запах, неописуемый, может, даже не существующий – запах старины. Великолепны люди – шумные, суетные и смешно-серьезные. Они борются со своими чемоданами за каждый кусочек пространства.
Мартышки заскакивают в вагон. Без чемоданов только. Небо кропотливо очерчивает их длиннолапые тельца.
Какая тут сочная, в холоде выкрученная на предельную яркость жизнь. Вот что значит выше облаков!
.
Среди сосен и задыхающихся сугробиков мы поднимаемся к статуе бога-обезьяны. Она на горе. Алее заката алая. Дорожка под алой крышей. Алый купол; алый напев молитвенного колокола.
Сюда немножечко вскарабкалась зима, и дым от костров стремителен и задорен.
А внутри тихо. На стене нарисованы сюжеты из жизни бога-обезьяны. В них наивность ребенка, рисующего свой первый комикс.
.
Про шапку и сказать-то толком нечего. Я ее здесь нахожу. Вязаную, яркую, со смешными помпонами; мы с ней обе сумасшедшие. Она из Непала. Будет греть меня шимлийским солнцем.
19.01
Из туманистости выглядывают персиковые и голубые хребты. Чем ближе к нашему окну, тем осязаемей хвойная грива гор.
В цилиндрическом котелке кипятильник греет воду. В воде замечтался чайный пакетик. В этом пакетике начинается сегодня.
.
Мне снилась учительница из начальной школы. Кукольная старушка с ломкими волосами и грустным взглядом. Она говорила, как рада за меня, плакала, обнимала, а я обнимала ее и гладила по голове, как ребенка. Такая вот она маленькая.
Я просыпаюсь, окутанная нежностью. Мне тревожно. Почему учительница мне является здесь, так близко к небу?
.
Хотим переехать повыше, ближе к старому городу. Бродим, ищем отели подешевле.
Прохлада. Дымный синеватый свет. Солнечное дыхание сосен. Скрип – по мостку над канавой – в крошечную каморку ресэпшна.
Мужчина в вязаном джемпере улыбается нам одними глазами и в этой улыбке тепла хватит на все джемпера мира. Мужчине за пятьдесят. Чуть он полноватый – ровно настолько, чтоб вокруг него уют юлил пушистым воображаемым псом. Присыпанные серебром усы. Говорит обстоятельно, каждое слово смакует; жесты у него крепкие, тяжелые, теплые.
Есть в нем что-то от сказочной старины, от изысканности поживших вещей, ветхих книг, писем с сургучом.
В комнатушке, где он принимает постояльцев, крошечный алтарь с богом-обезьяной. Под потолком блескучий абажур. У нас из такого материала делают новогодние гирлянды. В храме на вершине горы такие же сверкающие ленты свисают с потолка. Каждый день тут рождение мира празднуют.
Когда полицейский не разрешает припарковаться, наш новый знакомый с искренним огорчением сетует, что-де человек-то это хороший, и что ж поделать, и кто ж знал, что так будет… А потом приносит новый плед.
.
День солнечный, но ветреный и морозный. И припекает, и продувает – не самая удачная погода, чтоб впервые после долгого перерыва взяться за карандаш. Но город слишком прекрасен, и я всерьез загораюсь идеей именно его рисовать в грядущем семестре.
Возвращаться тяжело. Рука не слушается, страшно и обидно на саму себя. Но тут главное – стиснуть зубы и идти дальше. Когда что-то начинает двигаться, оно детское и сказочное, оно не из того, что будет воспринято моим преподавателем как наработки, но мне они расскажут о настроении города.
Весь день проходит в переходах с места на место, в пугливых разговорах самой с собой, в попытках, удачных и неудачных. Я уже одним уголком сознания хочу на учебу - страстно, доверчиво, с благодарностью.
За эти три дня Шимла не только влюбила в себя. Она материализовала давно жившее во мне место, которое очень на нее похоже. Дала улицы, людей, фотографии; теперь есть шанс осуществить задуманное. Я очень хочу сделать это достойно.
20.01
Удушливые времена. Панички, вырывающие из трясущихся рук карандаш. Нет меня. Меня-художника, меня-писателя – нет. Только кто-то маленький, сжавшийся, пытающийся спастись. Повышенная дозировка, бредовые сны и стыд – господи, как стыдно перед той прекрасной дорогой, по которой я начала идти и не справилась. Опаздываю всюду. Проваливаюсь в сны. Они мучительно похожи на мои прежние, по которым книги можно было бы писать – но они не мои. Они не из моей души взяты, это все медицинский бред.
В Шимле моя душа снова научилась ткать сны.
Я еще не знаю, что в мае выпью последнюю четвертушку таблетки и освобожусь.
.
Как ни скрючиваешься под пледом, как ни трешь друг о друга ладони – все одно. Смотришь перед собой – в синей мгле что-то вертится, носится, лязгает, стучится в комнату; неужели снег?
Благословенны тапки, купленные здесь же – Лев и Прав. Они друг без друга не могут.
Встаю кипятить чай. Горы до подножия заволокло.
Обитание в этом номере сродни особенному приключению. Приключение даже в том, чтоб пить чай, стоя над обогревателем и глядя на хмурые горы.
Ценишь каждую ложку противной быстрозаварочной каши.
Мысли текут вслед за туманом.
.
На улице куролесит буря. Колючую снежную крошку в лицо швыряет. Порезанной кожей щек ощущаю безумие, которым взбесилось здешнее небо. Встречаю его радостно, с детским восторженным любопытством. Придется сегодня померзнуть. Это не страшит – раззадоривает .
Папа кричит благодарность Шимле с седла, и мы трогаемся. Скрюченные люди, залитые улицы, обезьяны, горы, клочья облаков – все вихреворотится. Все остается в нас.
.
Чем ниже, тем теплее. Земля разворачивается во все стороны, как раскрывает объятия радушный, наскучавшийся по вам человек. Но этот человек измучен.
Лавки, дома и мастерские кашляют пылью. Груды хламья облепили стены. В полях что-то жгут, и тяжелый дым забивает небо. Лапта у свалок. И ничего – носятся, смеются, такие дети…
Грохается закат. Золотится туман над полями, смешанный с дымом из домен.