В ИНТУИЦИИ БОЛИ
(Рецензия на III том антологии "Уйти. Остаться. Жить")
***
***
***
Кто-то из поэтов третьего тома вырастал в молитве, как Чертов, кто-то вопросительно-удивленно выяснял черты окружающего мира, как Виталий Владимиров, кто-то искал слова в молчании, а смыслы – в паузах, как театральный критик Яков Бунимович. Снова много значил театр, даже – театральность, как, например, у романтического рыцаря Артура Волошина. Театр всегда особенно отзывчив в переломные эпохи. Эта не стала исключением. Творческий люд использовал возможности театрализации, чтобы выйти за рамки оглушающего просторечия обыденности. Личная точка сборки переносилась в пространство иллюзии, для реальности оставалась лишь пустая социальная роль. В театральной среде, например, «вращались все без исключения представители львовской поэтической школы», – напоминает Елена Мордовина, комментируя подборку Волошина. Театр позволял конструировать «на обломках» прежнего – на пустом пространстве сцены: пересоздавать «старую» жизнь и проектировать новую.
С этой потенцией, со спасительным механизмом в какой-то мере связана и особенная возможность песни, которую априори пели для слушателя и которая, в отличие от стихов (они могли быть никогда не напечатаны), распространялась иначе. Именно поэтому в третьем томе, согласно интуиции составителей (она их не подвела), имеют право присутствовать и Катя Яровая, и Янка Дягилева, и Веня Д`ркин. Хотя для ценителя тексты Дягилевой и Д`ркина, да и во многом Яровой, не обладают достоинствами полнокровного и замкнутого на себе поэтического произведения, «разбазариваясь» еще на музыкальную и исполнительскую части.
Яровая, окончившая Литинститут, подводила итог своему безнадежному поколению и своей, в поисках любви, жизни, поместив в «трех аккордах» «бессмертную душу». Она не имела внушительных вокальных данных, пела не слишком артистично, отстраненно – но подкупающе беззащитно (даже на политические, иронические темы). Она была дитя эпохи – и ее соответствие своему времени и добровольно принятая ответственность за него (за поколение семидесятых), конечно же, не остались незамеченными.
Янка Дягилева, существо из параллельного рок-мира, совершала инициацию, выпадая в кошмар взрослой реальности. Музыка оказывалась отчетливо формирующим началом для ее фольклорно-панковских текстов, моделирующих разные степени депрессивных состояний. Ее аудиторией было подрастающее, взрослеющее поколение, превратившее ее саму в миф.
Веня Д’ркин, сын директора школы и золотой медалист, несостоявшийся выпускник нескольких вузов, отдался своему недюжинному таланту сочинять и петь. Он был истинным бардом, обаяние и харизма сочинений которого держались лишь отчасти на текстах, большую роль играла музыка, а еще большую – потрясающий исполнительский дар. О нем, пожалуй, невозможно говорить как о поэте, но решительно хочется – как о барде.
В контексте духа времени именно барды передавали его характер – повторяющимся, на все времена, романтическим, имагинарным образом бродячего поэта, свободного от условностей и предрассудков, свободного в пространстве и времени. Бродяге с гитарой нужна только его собственная голова на плечах и неравнодушное сердце. Именно он – коммуникатор и в случае вертикальных и в случае горизонтальных связей, связи поколений.
***
Разговор о поэтах и поэзии – из той же серии коммуникативных практик, позволяющих связать изменившееся (так или иначе) с предшествующим. Конечно, авторы эссе, которые остались свободны в своих подходах, имели все же одно существенное ограничение – следуя логике произошедших судеб и системе составителей, они были вынуждены говорить о смерти, хотя бы между строк. Мне довелось слышать такой упрек: мол, здесь везде присутствует смерть, да частенько еще и в самом неприглядном виде.
Но смерть не является вероятностью, она неизбежна и даже необходима. И наиболее удачными видятся эссе, которые развертывают перед читателем картину трагедии – бытовую и метафизическую.
«Воздух пах деньгами и смертью» – Георгий Квантришвили доступно объяснил нам падение Виталия Владимирова. Так же легко, обходясь мемуарным жанром, достоверно сбиваясь на собственную жизнь, Квантришвили представил и Александра Пурыгина, сложного, интеллектуального: «Хлебников искал и находил смысл. Саша, наоборот, предполагал раствориться в пространствах по ту сторону смысла». Завершил воспоминания – и Сашино в них земное существование – как справедливый и ответственный рассказчик: «Была ли это трагическая случайность или добровольный уход из жизни – этого нам знать не дано».
«Не можем утверждать, но, вероятно, во многом из-за того, что у Долматова «на местах» был такой активный покровитель, как Кальпиди, за молодым поэтом закрепилось определение – « лидер второго поколения «новой волны» в Перми», – повествует Елена Семенова, и в этом заключается возможность предположить, почему «ошарашенный авангардом» юный Дмитрий Долматов «дразнил дракона», и его случайная гибель наиграна им на трагических инструментах века.
Успех книги у читателя всегда зависит от его личных открытий. Авторы статей постарались нам в этом помочь. И в рамках третьего тома я с радостью разделяю и восхищение Елены Семеновой «ярчайшим поэтом- бардом поколения семидесятников» Катей Яровой, благодарна Даниле Давыдову за его замечание о нашей предвзятости: «Неизмеримое богатство современной поэзии сделало нас не гурманами, а привередами: мы пренебрегаем слишком многим, чтобы ограничиться заранее известным». Валерия Исмиева, рассказывая об Александре Рудницком, приводит мизерные отрывки из его прозы, которые тревожно напоминают, что погиб не только автор стихов, носитель божественного косноязычия (о чем настоятельно упоминает Евгений Абдуллаев, рассказывающий о Рудницком), но и, возможно, куда более органичный прозаик. Даже резкое во многих суждениях эссе Владислава Кулакова – о судьбе Сопровского, напечатанное больше десяти лет назад в «Новом мире», показалось до конца проясненным и справедливым именно сейчас, именно в этой книге.
Многое здесь – хорошо, кое-что – отрывочно, неубедительно. Поэты, оставшиеся без проясняющий статей и представленные одними лишь подборками, выглядят сиротами. Причины этого «сиротства» понятны и происходят лишь из чувства справедливости составителей, имеющих на руках богатый поэтический материал и желающих предоставить его читателю. Комментатор поэзии сегодня куда более редкий вид, чем собственно поэт.
Однако и частная убедительность эссеистов, и жадное желание составителей представить ситуацию как можно более развернутой, в контексте третьего тома теряют свое значение, отдавая дань общей ноте – уважению и даже восхищению. Формальные «филологические» рассуждения, достойные сухости научного фолианта, или биографические выдержки, достойные словаря, не помогут составить портрет эпохи или поэта, а в лучшем случае докажут, что у портрета есть нос, рот и лоб, но это мы так знаем. Мало упомянуть или педантично откомментировать – нужно пережить стихи как поэтическое откровение, как судьбу автора, в нашем случае всегда трагическую. С замиранием сердца, закрывая книгу, я могу сказать, что все в ней отчаянно сошлось: мы благодарны ушедшим уже за то, что они – были.