ТЫСЯЧА МЁРТВЫХ ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ
Пьеса
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ВЕРА, девушка, вроде бы нормальная с виду, но производящая странное впечатление. Будто смотришь на паззл, в котором все части идеально пригнаны одна к другой, и в то же время, если судить по картинке, ни одна к другой не подходит.ДАНЯ, мальчик лет 13, но мы не сразу узнаем, как его зовут, поэтому будем звать МАЛЬЧИК В БОЛЬШИХ НАУШНИКАХ.МАРУСЯ, симпатичный экстраверт.МЕТЁЛУХА.ПЕЧАТНИК.ЖЕНЩИНА.ДЕВОЧКА.МАЛЬЧИК.ДЕД.ПСИХОЛОГ.ВРАЧИ И ТЕЛЕЖУРНАЛИСТЫ.Действие происходит там и в то время, где всё можно поправить.I
Лето. Тенистая улица. Проходит МАЛЬЧИК В БОЛЬШИХ НАУШНИКАХ, в руке у него воздушный шарик, за спиной рюкзак. Следом, прячась, идёт ВЕРА. Звонит мобильный телефон. ВЕРА немного отстала, чтобы поговорить.МАРУСЯ. Где ты?
ВЕРА. Привет. Я заблудилась.
МАРУСЯ. Хватит следить за ним, возвращайся назад.
ВЕРА. Знаешь, мне надо купить длинный шарф. Мне кажется, я тогда буду не так глупо выглядеть. Люди в длинных шарфах, они если говорят, что заблудились – нормально.
МАРУСЯ. Слушай, тебя уже два раза били.
ВЕРА. Он похож на меня. Такой отрешённый. В больших наушниках. Ему лет 13.
МАРУСЯ. Тебя всё время бьют дети! А знаешь, почему?
ВЕРА. Они не бьют, они играют.
МАРУСЯ. Ты лезешь не в своё дело!
ВЕРА. Мне просто приятно наблюдать за ним. Мы как близнецы. Увидеть своего близнеца – это к смерти, да? Вот, я преследую свою смерть. Это же логично?
МАРУСЯ. Вернись назад.
ВЕРА. Зачем ему шарик? Не по возрасту уже.
МАРУСЯ. Девушке своей купил.
ВЕРА. Девушка тоже не по возрасту.
МАРУСЯ. Ну, пострелять по нему хочет! Отпустить и пострелять.
ВЕРА. А раз пострелять, значит, уже девяносто семь.
МАРУСЯ. Вера!
ВЕРА. Что? Девяносто семь – это не девяносто девять.
МАРУСЯ. Я не хочу играть с такими вещами
ВЕРА. Играть? У нас был уговор. Ты в судьбу веришь? Если не веришь, на что ты годишься вообще?
МАРУСЯ. Я не хочу.
ВЕРА. Врёшь. Хочешь. Не останавливай меня, дай сделать последнее доброе дело.
МАРУСЯ. Доброе дело – это следить за ребёнком?
ВЕРА. Ты видела, когда он покупал шарик? Он с рюкзаком, хотя каникулы. Я сначала думала, у него пикник в парке.
МАРУСЯ. Ты уже в парке?
ВЕРА. Мы шли через весь парк, и он нигде не остановился, а потом залез в дырку в заборе, где переезд. Счас я отстала, он немножко потерялся.
МАРУСЯ. Ты перешла жедешку?
ВЕРА. Главное, наушников не снимает. А, жедешку? Да, перешла, я ещё и на красный свет за ним пробежала. Он вообще на дорогу не смотрит.
МАРУСЯ. Ванюша, пусти за комп. Ну на минуту, пожалуйста. Ну я вот так очень мило улыбнусь.
ВЕРА. Ты в книжном, что ли, опять?
МАРУСЯ. Так, два гис. Два гис.
ВЕРА. Интересно, что можно слушать так долго. У меня уже альбом по второму кругу.
МАРУСЯ. А как убрать каталог, а то он лезет поверх всех окон. Да, да, Вера, где ты?
ВЕРА. Я так хочу послушать, что он слушает.
МАРУСЯ. Улицу, Вера! Дом! Что-нибудь!
ВЕРА. Я сначала прошла через чащу, ты видела, справа, её видно с моста, когда проезжаешь. Дома, деревья и между ними всякий мусор. И чья-то красная куртка лежит на большом бетонном блоке, расхристанная, будто её принесли в жертву.
МАРУСЯ. Ванюша, я сейчас уйду! Пять минут, и я уйду! Ну я же сколько тебя подменяла!
ВЕРА. Района этого совсем не знаю. Так я тебе про доброе дело. Понимаешь, вдруг он хочет из дому убежать, поэтому рюкзак. А я его остановлю.
МАРУСЯ. Улицу скажи!
ВЕРА. Камерный переулок.
МАРУСЯ. Номер!
ВЕРА
(Внезапно увидев). Вот он!
МАРУСЯ. Номер дома!
ВЕРА
(Бежит). Сорок! А теперь тридцать восемь!
МАРУСЯ. Нет, нет, не пущу! Да найду я тебе Бродского, вон, на третьей полке, я наизусть твою раскладку знаю! Вера! Вера! Тебе надо через рощу перейти, там остановка, но ты только до шестой рабочей уедешь! Вера!
ВЕРА
(Поравнявшись с МАЛЬЧИКОМ В БОЛЬШИХ НАУШНИКАХ). Марусь.
МАРУСЯ. Что?!
ВЕРА. У него глаза закрыты. Реально закрыты глаза. Я думаю, он всё это время так шёл.
МАЛЬЧИК В БОЛЬШИХ НАУШНИКАХ резко поворачивается и, не открывая глаз, бьёт её в челюсть.Темнота.II
Гараж, в котором стоит старая «Ока». ВЕРА сидит на стуле связанная. МАЛЬЧИК В БОЛЬШИХ НАУШНИКАХ у двери, смотрит в щель.ВЕРА. Мог бы и помягче как-то. Не до сотряса.
МАЛЬЧИК В БОЛЬШИХ НАУШНИКАХ. Извини.
ВЕРА. Не ты первый. Спасибо, зубы на месте.
МАЛЬЧИК В БОЛЬШИХ НАУШНИКАХ. Я думал, ты из этих.
ВЕРА. Ну да, было очень похоже.
МАЛЬЧИК. Я же не должен был видеть тебя, но видел.
ВЕРА. Я не маньяк, честно.
МАЛЬЧИК. Я и не думал, что ты маньяк.
ВЕРА. Зачем тогда связал?
МАЛЬЧИК. На всякий случай.
ВЕРА. Теперь убьёшь на всякий случай?
МАЛЬЧИК. Не, я убивал только олли…
ВЕРА. Олю?
МАЛЬЧИК. Идёт.
ВЕРА. Как хорошо, что я не Оля. Я Вера, а ты?
В дверь начинают барабанить. Мальчик закидывает Веру ветошью. Отпирает засов, на пороге женщина средних лет, с длинными растрёпанными волосами, криво сидящей юбкой.МЕТЁЛУХА. Ты чё тут? Иди учи уроки.
МАЛЬЧИК. Опять наглоталась?
МЕТЁЛУХА. Рот закрой.
МАЛЬЧИК. Пойди проспись.
МЕТЁЛУХА. Учи английский. Ты летом должен повторять.
МАЛЬЧИК. Обосрался - повторять.
МЕТЁЛУХА. По мозгам хочешь? Иди учи.
МАЛЬЧИК. А потом?
МЕТЁЛУХА. Ещё учи.
МАЛЬЧИК. А потом?
МЕТЁЛУХА. А потом спать.
МАЛЬЧИК. А ужин?
МЕТЁЛУХА. Я поняла, чего ты тут торчишь.
(Подходит к груде ветоши.)МАЛЬЧИК
(Загораживает стул с ветошью спиной.) Я сейчас.
МЕТЁЛУХА. Выброси этого щенка, чтоб духу его не было.
МАЛЬЧИК. Ладно.
МЕТЁЛУХА
(гладит Оку). Лапонька моя, солнышко. Оставил тебя, гад вонючий, подонок злопакостный.
МАЛЬЧИК. Далось ему это ведро.
МЕТЁЛУХА. Я бы на твоём месте гордилась, что мать машину водит.
МАЛЬЧИК. Достижение двадцать первого века.
МЕТЁЛУХА. Говорила тебе: позвони, встречу! Позвони, привезу! Ждёшь, ждёшь у телефона, как последняя…
МАЛЬЧИК. Я жить хочу пока.
МЕТЁЛУХА. А что ты, не живёшь, что ли? Не живёшь, что ли?
МАЛЬЧИК. В твоём состоянии нельзя водить.
МЕТЁЛУХА. В каком таком состоянии?
МАЛЬЧИК. В обычном.
МЕТЁЛУХА. Да не было бы этого состояния! Не было бы! Позвонить надо было!
Вдруг в тряпках начинает звонить телефон и тут же замолкает.
МЕТЁЛУХА. Это где?
МАЛЬЧИК
(Приложив ухо к стене). У дяди Вовы.
МЕТЁЛУХА ещё несколько секунд смотрит на него, потом выходит, пошатываясь.
Мальчик убирает ветошь.ВЕРА. Я щенок. Гау-гау.
МАЛЬЧИК. Надо же, повезло.
(Запирает дверь.)ВЕРА. Мама твоя?
МАЛЬЧИК. Ну.
ВЕРА. Голос смешной.
МАЛЬЧИК. Пьяница.
ВЕРА. А вот что бы ты ей объяснял?..
МАЛЬЧИК. Сказал бы, что мы играли.
ВЕРА. Приятно.
МАЛЬЧИК. Я Даня.
ВЕРА. Почему ты ходишь с закрытыми глазами? Тоже игра?
ДАНЯ. Забыл у бабушки тёмные очки.
ВЕРА. Это не ответ.
ДАНЯ. Лучше ты ответь, почему я тебя увидел.
Снова звонит телефон, и в дверь гаража опять начинают барабанить.ДАНЯ. Да ёк…
МАРУСЯ
(Голос за дверью, визжит). Твари! Я милицию вызвала! Твари, не уйдёте вы! Я костёр под дверями разведу! Будете выкапываться!
ВЕРА. Ой, пусти её, это Маруся. Только развяжи, а то она будет волноваться.
ДАНЯ. Мне и тебя хватает на квадратный метр.
ВЕРА. Пусти, она должна вызов отменить.
ДАНЯ развязывает ВЕРУ. Отодвигает засов. МАРУСЯ вбегает с зажигалкой в руках.МАРУСЯ. Вера!
ВЕРА. Что ты орёшь, мы играем.
МАРУСЯ. Я думала, тебя убили.
ВЕРА. Уговор помнишь? Ну и чего расскакалась?
МАРУСЯ. Я с работы удрала. Я тебя задушу.
ВЕРА. Даня, познакомься, это Маруся. Она любит читать и чувствует за меня ответственность. Родись она парнем, мы были бы идеальной парой.
ДАНЯ. А парня у тебя нет?
ВЕРА. Где ж я найду тебе читающего парня? Вот ты читаешь?
ДАНЯ. Я не люблю читать. Для этого надо открыть глаза.
ВЕРА. Хорошо хоть музыку слушаешь.
ДАНЯ. Музыка помогает не просыпаться.
МАРУСЯ. Вот, между прочим, подожди лет пять, и сможешь с ним встречаться.
ВЕРА. Не ревнуй.
МАРУСЯ. У него глаза с огоньками! Пошли отсюда! Нарвалась яблоня на яблоко!
ДАНЯ. Скажи, почему я тебя видел, и вали.
ВЕРА. Не знаю, почему видел. Её видишь?
ДАНЯ. Не знаю, я сейчас не в том состоянии. Ты патрулируешь?
ВЕРА. О чём ты? Я думала, ты хочешь из дому убежать…
ДАНЯ. Короче. Попробуй найти меня.
ВЕРА. Прийти к гаражу?
ДАНЯ. Нет. В обычном месте.
ВЕРА. В каком?
ДАНЯ. Во сне.
МАРУСЯ. Пошли, пошли!
(Тянет Веру за руку, выводит из гаража.)III
Ночь. Однокомнатная съёмная квартира. ВЕРА пытается уснуть.ВЕРА. Спать – всё равно что стихи писать. Когда пытаешься нарочно, ничего путёвого не получается.
Звонит мобильный телефон.ВЕРА. Марусь, я в кровати.
МАРУСЯ. Мне надо тебе кое-что сказать.
ВЕРА. Голос какой-то странный.
МАРУСЯ. Я пью.
ВЕРА. Зачем?
МАРУСЯ. Я, короче, думаю… В общем, я тебя бросаю.
ВЕРА. Что это значит?
МАРУСЯ. Мне нужна нормальная подруга. С которой можно про тряпки и про мужиков.
ВЕРА. Но ты же сама не можешь про тряпки.
МАРУСЯ. Так я тоже не могу. Ты следишь за детьми, я не знаю, как с этим жить.
ВЕРА. У всех свои вредные привычки. Вот я люблю следить за детьми. А ты любишь читать.
МАРУСЯ. Я брошу читать. Буду пить. Курить. Мне нужен кто-то нормальный.
ВЕРА. Ты говоришь как мужик.
МАРУСЯ. И мужик мне тоже нужен. И тебе.
ВЕРА. Мне нужно поспать.
МАРУСЯ. Вера! Я хочу нарушить наш уговор.
ВЕРА. Ты же знаешь, я пойду до конца.
МАРУСЯ. Вера!
ВЕРА. И потом ты будешь чувствовать ответственность. Хотя тебя это вряд ли напугает. Ты же любишь чувствовать ответственность.
ВЕРА сбрасывает.ВЕРА. Бред. Сейчас я усну. И никого я там не встречу. Сон – это просто пересчёт данных. Техосмотр, пока пилот на перекуре. Где чего не в порядке – поступает информация. Это ещё древние знали. Если не давать спать крысам, они умирают от язв желудка и кишечника. То же самое с собаками. Вот и кошмары снятся на полный желудок. Мне кажется, что ты снишься мне, а на самом деле это всего-навсего гастрит. Я снюсь тебе, значит, наши гастриты совпали.
ДАНЯ
(Невидим в темноте). Ну хватит.
ВЕРА. Это внутренний монолог.
ДАНЯ. Останавливай, иначе не уснёшь.
ВЕРА. По-моему, я уже сплю.
ДАНЯ. Тонковато. Прорвётся, если будешь на эмоциях.
ВЕРА. И что тогда?
ДАНЯ. Вышибет, проснёшься, пойдёшь на кухню проверять холодильник.
ВЕРА. А почему так темно?
ДАНЯ. Темно потому, что ты не хочешь, чтоб было светло, потому что тебе кажется, что ты ещё не уснула, и ты пытаешься уснуть, а чтобы уснуть, нужно, чтоб было темно.
Они в большом и светлом городе. Движутся по улице, их то и дело обгоняют прохожие.
ДАНЯ. Во сне можно получить всё, что хочешь, только надо стараться.
ВЕРА. А покойников можно встретить?
ДАНЯ. Если ты их хорошо знаешь. Вон там, например, моя бабушка идёт.
ВЕРА. Подожди. Ты же возвращался от бабушки с рюкзаком.
ДАНЯ. Ну. Возвращался. Из пустой квартиры. Я-то бабушку вижу, а другие – уже нет.
ВЕРА. Жесть. А если те, кто умер – не люди, их можно увидеть во сне?
ДАНЯ. А кто они?
ВЕРА. Можно сказать, вещи.
ДАНЯ. Мёртвые вещи?
ВЕРА. Воздушные шарики.
Вся улица заполняется воздушными шарами, они появляются в руках у каждого прохожего.
ВЕРА. Один, два, три, четыре…
ДАНЯ. Ты правда хочешь тратить время на такую ерунду?
ВЕРА. Я хочу убедиться, что не обсчиталась. Девятнадцать, двадцать…
ДАНЯ. А если обсчитаешься, что будет?
ВЕРА. Если их меньше, то ничего. А если больше, придётся всё исполнять немедленно. А я пока не хочу. Я только-только тебя встретила.
ДАНЯ. А между тем, ночь скоро закончится.
ВЕРА. Да. Давай всё-таки к делу.
ДАНЯ. Наконец.
ВЕРА. Почему ты спишь на ходу?
ДАНЯ. Так я больше успеваю. Сначала я чистил только свою квартиру, но они запрыгивают в окна. Тогда я понял, что надо держать под контролем весь район. Сейчас владею ситуацией. Это всё из-за мамы, на самом деле.
ВЕРА. Я поняла.
Появляется спальня и кровать, на которой спит МЕТЁЛУХА. Она распласталась на спине, нос задрала к потолку, слышен ужасный храп.ДАНЯ. Я сначала не мог понять, чего она так хрипит. А потом увидел: самое страшное, что ей снится, что она спит. А у неё на груди – вот это.
ВЕРА. Убери! Убери его! Господи, убери!
ДАНЯ сбрасывает с груди МЕТЁЛУХИ что-то невидимое.ДАНЯ. Схема простая. Наушники – чтобы музыка глушила, тёмные очки – чтоб люди не заметили ничего. Иду и сплю. И везде они. В кустах, на дороге. Я внешне спокойно иду, а во сне я мечусь вокруг своего тела, как баран на верёвочке. Довольно далеко могу отойти. Машусь, как ниндзя. Там я умею. И летать. В школе, что самое пакостное, их ещё больше,
но в школе не поспишь особенно. Я думаю, их люди приманивают.
ВЕРА. Слушай, а шарик тебе зачем?
ДАНЯ. Они всё время лезут, как ушёл Печатник. В двери и в окна. Мне сначала противно было, жалко, потом я стал убивать. Они же питаются. Тянут из неё. Они называются олли. В книжках немножко по-другому, но я так называю, у меня нет другого названия.
ВЕРА. Ты супергерой. Я тоже всегда хотела. В школе. Даже в десятом классе.
ДАНЯ. В десятом классе?
ВЕРА. Если что-то я хотела в десятом классе – значит, хотела на самом деле.
ДАНЯ. Почему я тебя видел? Когда спал, тогда, днём, когда шёл и ты за мной шла. Обычно я вижу только серые тени реальности. Обхожу, чтобы не врезаться. Почему я тебя видел?
ВЕРА. Не знаю.
ДАНЯ. Так нечестно. Я тебе всё открыл. Я перед тобой, как голый.
ВЕРА. Скажи, зачем шарик?
ДАНЯ. Скажи, почему я тебя видел!
ВЕРА. Не знаю! Только не бросай меня! Я не знаю, но я отвечу! Я отвечу!
Пока она кричит, становится темнее.
Звонит мобильный телефон. ВЕРА просыпается в своей кровати.МАРУСЯ. Я решила тебя простить.
ВЕРА. Маруся, ты пьяна.
МАРУСЯ. Я в эйфории. Я тебя люблю.
ВЕРА. А я люблю сонный паралич.
МАРУСЯ. Это что?
ВЕРА. Это когда что-то на груди сидит и дышать мешает!
(Начинает хрипеть.)МАРУСЯ. Вера! Вера!
Вера хрипит всё страшнее, потом сбрасывает вызов и смеётся.
ВЕРА
(Чему-то у себя на груди). Но ты всё-таки с меня слезь.
IV
День. Маршрутка. ВЕРА с воздушным шариком сидит напротив двух детей, мальчика и девочки. Рядом с Верой пустое сиденье. Мальчик и девочка пинают это сиденье, старое сиденье подпрыгивает и в конце концов сваливается на пол.ВЕРА
(Пытаясь уберечься от пинающих ног). Дети на отдыхе – страшное дело.
ДЕВОЧКА. Сколько тебе лет?
Вера показывает ей язык. Девочка кидает в неё сиденьем.ВЕРА
(Отбрасывая сиденье). Себе, себе положи, что ты мне кладёшь.
Мальчик и девочка переглядываются, потом набрасываются на Веру, пытаясь лопнуть шар.
ВОДИТЕЛЬ. На шестой выходят?
ВЕРА. Выходят!
(Замечая, что он не тормозит.) Уши мой, выходят!
ВОДИТЕЛЬ. Каши мало ела!
Шар в суматохе лопается. Вера выскакивает из маршрутки и довольно быстро добирается до гаража, где сидит Даня над учебником английского и курит.ВЕРА. Я принёс тебе шарик. Твой любимый цвет и размер.
ДАНЯ. Ты какая-то помятая.
ВЕРА. Меня опять приняли за своего. Поэтому избили.
ДАНЯ. За свою.
ВЕРА. За своего. Слово пацанки.
ДАНЯ. Я не просил приходить.
ВЕРА. Надо проверить.
ДАНЯ. Тебе недостаточно?
ВЕРА. Зачем ты ходишь с закрытыми глазами?
ДАНЯ. Я же сказал тебе ночью.
ВЕРА. Ты думал, я вот так поверю, что люди могут ходить друг к другу во сне?
ДАНЯ. Ты считала воздушные шарики.
ВЕРА. Действительно, что ещё может делать во сне продавец воздушных шаров.
ДАНЯ. Даже в десятом классе ты мечтала стать супергероем, а я им уже стал – надеюсь, ты помнишь, почему.
ВЕРА. Все мечтали.
ДАНЯ. Слушай, ты пришла только для того, чтобы показать, как ты мне не веришь?
ВЕРА. Ты не сказал, зачем тебе шарик.
ДАНЯ. Да ни зачем. Для дурости купил.
ВЕРА. Врёшь. Кто такой Печатник?
ДАНЯ. Вот откуда ты знаешь про Печатника, если мы не виделись во сне? Тебе придётся мне верить. Тебе придётся верить, что я научился спать половиной мозга, как дельфин, чтобы бить тех, кто жрёт нас, днём и ночью, днём и ночью.
ВЕРА. Синяки под глазами. Бросай сигарету.
ДАНЯ. Не могу. У меня этот, как его, стресс. Попробуй сама спать половиной мозга. Левой-правой, ать-два. Печатник – это мой отчим. Как он ушёл, к маме стало это на грудь садиться. И она хрипит. Знаешь, почему я ненавижу английский?
Тушит сигарету об учебник.Тема «Май фэмили». И понеслась. Май мазер воркс ин лайбрари. Май фазер из… а вот тут начинаются вариации… Последние полтора года это было – май фазер мейкс принтс он ти-ширтс ин гипермаркет Атлантис, и нормально. Все привыкли. Теперь вот он ушёл, опять надо придумывать какую-то ерунду. А что придумывать, почему нельзя правду сказать? Май фазер гон. Фак ю.
(Оседает, опираясь спиной на стенку гаража.)ВЕРА. Эй!
(Бросается, пытается его поднять, хлопает по щекам.) Эй, просыпайся!
Появляется МЕТЁЛУХА.МЕТЁЛУХА. Докурился!
ВЕРА. На себя посмотрите.
МЕТЁЛУХА. Постыдилась бы, взрослая кобыла. Где матери уследить…
(Выкидывает сигареты.)ВЕРА. Ага, столько дел.
МЕТЁЛУХА. Да пошла отсюда, не до тебя.
(Садится перед Даней на корточки, поёт.)Ой, серая лошадка в чистом поле скачет.
ВЕРА. Вы думаете, ему от вашего перегара лучше станет?
МЕТЁЛУХА. Хлебало заткнула и ушла!
(поёт) Может, кто украдкой обо мне заплачет…
ВЕРА. Если человек спит – пойте ему колыбельную. Логично.
МЕТЁЛУХА
(Поёт). В белое пространство заманила вьюга иль непостоянство жизненного круга…
Даня просыпается.
МЕТЁЛУХА. А в тихом домике зажжётся свет. И голос тоненький прольётся вслед…
ДАНЯ. Отвратительно.
МЕТЁЛУХА. Конечно, лучше твой хаос в наушниках.
Даня демонстративно надевает наушники.МЕТЁЛУХА. Сними немедленно. Я с тобой разговариваю.
ДАНЯ. Я не хочу разговаривать.
Вера украдкой фотографирует Даню и поспешно уходит.